В сфере гуманитарных наук на протяжении ряда лет не потеряли своей актуальности два справочных издания, подготовленные ведущими учеными–этнографами страны. В обоих изданиях представлена всесторонняя информация о быте, культуре, фольклоре и хозяйственной деятельности башкир.
Первым изданием является коллективный труд «Народы мира. Историко-этнографический справочник», увидевший свет в Москве, в издательстве «Советская энциклопедия» в 1988 году, который был приурочен к предстоящей в 1989 году Всесоюзной переписи населения. Главным редактором и научным руководителем данной работы выступил директор Института этнографии АН СССР им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР, академик АН ССССР Ю.В. Бромлея, в связи с чем академический справочник получил гриф этого учреждения.
В статье «Башкиры», написанной известными этнографами – кандидатом исторических наук Наилем Валиевичем Бикбулатовым (1931–2012) и доктором исторических наук Владимиром Владимировичем Пименовым (1930–2012), говорится о том, что башкиры уже до XVII – XVIII вв. занимались бортничеством (с. 93). Более того, оно уже тогда, наряду с полукочевым скотоводством, охотой и рыбной ловлей, считалось традиционным занятием. Далее они добавляют, что в годы Советской власти получило развитие такое направление сельского хозяйства, как пчеловодство.
Вторая работа «Народы России: энциклопедия» издана в постсоветский период, т.е. в 1994 г., и имеет более высокий статус по сравнению с первой работой, поскольку является энциклопедией. Работа также выполнена в Институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (г. Москва), главным редактором и научным руководителем данной работы выступил директор этого учреждения, академик РАН В.А. Тишков.
В статье «Башкиры» (с.105–108), теперь уже подготовленной единолично Н.В. Бикбулатовым, бортничество также причисляется к одному из видов добывающих промыслов (с. 106). Однако при этом статья дополнена следующими строками: «<>…С 17 в. полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. … <>» (с.106). Значимость этих строк заключается в том, что здесь автором определен начальный этап формирования пасечного пчеловодства. Строки «<>…Сохраняется пчеловодство…<>» (с. 107) подтверждают факт того, что в советский период в истории башкирского этноса пасечное пчеловодство продолжало оставаться одним из востребованных направлений сельского хозяйства.
Таким образом, оба академических справочных издания акцентируют внимание на пчеловодстве как о важном традиционном виде хозяйственной деятельности башкир.
Литература: Народы мира. Историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: Сов. энцикл., 1988. – С. 93; Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. – М.: Больш. росс. энцикл., 1994. – 105 – 108.
О БОРТНИЧЕСТВЕ КАК ОБ ОДНОМ ИЗ ВИДОВ ДОБЫВАЮЩИХ ПРОМЫСЛОВ БАШКИР
В 2016 году в Москве, в издательстве РАН «Наука» увидела свет коллективная монография «Башкиры» (Башкиры: монография.; отв. ред. Р.Г.Кузеев, Е.С.Данилко. – М.: Наука, 2016. – 662 с.), подготовленная коллективом ученых-этнографов из Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН, Института этнологических исследований УФИЦ РАН, Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН. Книга вышла в серии «Народы и культуры». Этот труд, несмотря на тираж 3000 экземпляров, в очень короткий срок успел превратиться в библиографическую редкость.
В монографии имеется подраздел «Бортничество» (с. 163 – 166), входящий в раздел «Добывающие промыслы» (с. 161 – 172). Все они являются составной частью «Главы 5.Хозяйство» (с. 130 – 185).
Подраздел «Бортничество» написан известным башкирским этнографом-полевиком, кандидатом исторических наук Мирзой Гизетдиновичем Муллагуловым. Надо отметить, что автор придерживается междисциплинарного подхода, т.е. содержание представленного им подраздела актуально не только для историков-этнографов, но и для пчеловодов, занимающихся бортничеством и колодными пасеками.
Первая часть посвящена процессам извлечения мёда из борти и её установке на дереве. Здесь же отмечается, что бортничество издавна было распространено среди башкир, проживающих на территории Инзерского бассейна, особенно это относилось к одному из видов хозяйственной деятельности населения Бельско-Нугушского междуречья.
Далее автор описывает процессы осмотра бортей и их подготовку к зиме. Здесь же представлен один из способов защиты борти от медведя.
Причины перехода башкир к колодному пчеловодству имели исключительно экологический характер, поскольку это было связано с исчезновением пород хвойных деревьев.
В силу того, что мастеров, умеющих делать борти, становилось все меньше и меньше, башкиры занялись пасечным пчеловодством. В современной пчеловодческой практике преобладают рамочные ульи. Но, тем не менее, отдельная часть пасечников продолжает предпочитать колодные ульи. У такого мёда и качество высокое, из-за чего он пользуется широким спросом, да к тому же приносит и неплохой доход хозяину.
Автор завершает подраздел «Пчеловодство» следующими строками: «<>…В настоящее время бортничество сохраняется лишь в Бурзянском районе Башкортостана и в некоторых селениях пограничной зоны. Пчелы, выращенные в природно-климатических условиях Бельско-Нугушского междуречья, отличаются особой морозостойкостью, не говоря уже о высоких вкусовых и целебных качествах собранного ими меда. С целью сохранения давней традиции, а также для создания возможностей изучения бортевых пчел в естественных условиях в 1986 г. был создан государственный заповедник Шульган-Таш (Капова пещера)…<>» (с. 166).
Литература: Башкиры: монография; отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С.Данилко. – М.: Наука, 2016. – С. 163 – 166.
УЧЕНЫЙ-ЭТНОГРАФ О РОЛИ БОРТНИЧЕСТВА
В ТРАДИЦИОННОМ УКЛАДЕ БАШКИР
В 2018 году в Уфе, в издательстве «Китап» была издана совместная монография «Коренные народы России. Башкиры», подготовленная доктором исторических наук, профессором, заслуженным деятелем науки Российской Федерации Римом Зайнигабитовичем Янгузиным и доктором филологических наук, профессором, членом-корреспондентом Академии наук Республики Башкортостан Фирдаус Гильмитдиновной Хисамитдиновой. Это издание было приурочено к 100-летию образования Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики, которое, согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от 17 июля 2016 года № 346 «О праздновании 100-летия образования Республики Башкортостан», было торжественно отмечено в 2019 году.
Первое издание этой книги увидело свет в рамках серии «Коренные народы России» еще в 2007 году и, благодаря своему уникальному содержанию, сразу же превратилось в библиографическую редкость.
Книга «Коренные народы России. Башкиры» состоит из пяти разделов, четыре из них написаны Р.З. Янгузиным. Полная и объективная информация о бортничестве башкир представлена в разделе III «Традиционный хозяйственный уклад» (с.105-183), автором которого также является известный башкирский и российский ученый-этнограф Р.З. Янгузин (1941 – 2007).
Специфической особенностью подхода Р.З. Янгузина к такому виду хозяйственной деятельности башкир (подраздел 1. «Хозяйство башкир до и после вхождения в состав России (до конца XVIII в.)», каким является бортничество, следует считать выделение им его хронологических рамок, охватывающих большую эпоху до и после вступления Башкирии в состав Российского государства. Говоря по-другому, автор акцентирует наше внимание именно на значительной его роли в хозяйстве башкир до конца XVIII в. (с.123 – 126). Более того, бортничество было господствующим видом хозяйственной деятельности башкир в указанную эпоху (с.123).
Автор при этом целенаправленно проводит идею о том, что «<>…Бортничество – одно из любимых и повсеместных занятий башкир, борти не сдаются припущенникам, оставаясь в собственности асабов…<>» (с.111). Как мы знаем, асабы(башк. аҫаба) являются вотчинниками, т.е. эти люди обладали вотчинным правом. Именно башкиры-вотчинники (или же, башкиры-асаба) имели исторически сложившиеся права владения, распоряжения и пользования своими землями. В сложившейся ситуации того времени занятие бортничеством было одним из основных показателей высокого социального положения башкир-вотчинников в обществе.
С другой стороны, что тоже немаловажно, именно бортничество, как, впрочем, и коневодство, играло большую роль в экономической составляющей башкирского общества до конца XVIII в. Это подтверждается автором в следующих строках:«<>…Выше уже отмечалось, что в документах XVIII в. о припуске башкирамиво владение вотчинными землями или при сдаче их в оброк в той или иной форме оговаривались права пользования XVIII в. «бортными ухожьями». Некоторые башкиры владели сотнями бортей. Так, в наемной записи 1716 г. указывается, что татарин Казанской дороги Баймурза Булатов за взятые им деньги у башкира той же дороги Иланской волости Юмая Исенеева обязался сделать в лесу в его вотчине 600 бортей. П.И. Рычков сообщает, что «в Башкирии немало таких хозяев, что у одного башкирца тысячи по две и больше бортей, отчего они получают знатные себе доходы. Можно сказать, что конские и пчелиные заводы в Башкирии суть самые лучшие и прибыточные продукты». И.Г.Георги также писал: «...всяк имеет, хотя несколько, а иные и до двух, трех, четырех и пяти сот ульев». …<>» (с.123).
В этом подразделе также представлено описание башкирской борти, ее приготовление и обслуживание (с.123 – 125). Ценная информация представлена на с. 124, где имеются 12 рисунков и названий основных предметов пчеловодства: 1) борть (солоҡ); 2) роевня (ҡорт тубалы); 3) маточники (инә ҡорт ситлектәре); 4) съемная подножка пчеловода (ләңге) и т.д.
Литература: Янгузин, Р.3., Хисамитдинова, Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. – Уфа : Китап, 2018. – С.123 – 125.
ВЫДАЮЩИЙСЯ РОССИЙСКИЙ И СОВЕТСКИЙ УЧЕНЫЙ-ЭТНОГРАФ СЕРГЕЙ РУДЕНКО
О ПЧЕЛОВОДСТВЕ (БОРТНИЧЕСТВЕ) КАК О ТРАДИЦИОННОМ ВИДЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАШКИР
2020 год стал трижды юбилейным для башкирских этнографов и пчеловодов.
16 февраля исполнилось ровно 135 лет со дня рождения одного из выдающихся ученых-этнографов и антропологов Российской империи и бывшего Советского Союза Сергея Ивановича Руденко (1885 – 1969), доктора технических наук, профессора, действительного члена Русского географического общества, внесшего большой вклад в описание антропологии и быта башкир.
Впервые С.И.Руденко предпринял экспедиционную поездку к башкирам в 1906 г. В тот год им были исследованы Шадринский и Екатеринбургский уезды Пермской губернии; Челябинский, Верхнеуральский и Орский уезды Оренбургской губернии и Стерлитамакский уезд Уфимской губернии. В 1907 г. маршрут С.И. Руденко проходил по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии и Верхнеуральскому и Орскому уездам Оренбургской губернии. В 1912 г. С.И. Руденко удалось собрать материалы по башкирам Челябинского, Троицкого, Верхнеуральского и Орского уездов Оренбургской губернии, а также Уфимского, Бирского, Стерлитамакского, Белебеевского и Златоустовского уездов Уфимской губернии. В 1906, 1907 и 1912 гг. С.И. Руденко были собраны башкирские коллекции в количестве 1079 единиц для Этнографического отдела Русского музея в Санкт-Петербурге, которые являются уникальным собранием и дают довольно полную этнографическую характеристику быта и культуры башкир в конце ХIХ – начале XX вв.
В 1916 г. в Петрограде была издана монография С.И.Руденко «Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.1. Физический тип башкир». Она написана на основе полевых антропологических исследований башкир 1907, 1912 и 1913 гг. и представляет собой первую часть его большого академического труда.
Вторая часть была опубликована только в 1925 году (Опыт этнологической монографии. Часть II. Быт башкир. Л.,1925).
Этому событию в 2020 году исполнилось 95 лет!
В монографии традиционные виды хозяйственной деятельности башкир представлены в главах «Охота и рыбная ловля», «Скотоводство, птицеводство и пчеловодство», «Земледелие». Также в них подробно описаны самые распространенные приемы и орудия хозяйства башкир, характерные для периода конца XIX – начала XX в.
В 1952 году С. И. Руденко совершает новую поездку в Башкирию с целью ознакомления с преобразованиями в быту и культуре башкир за годы советской власти. В 1955 г. он опубликовал монографию «Башкиры. Историко-этнографический очерк» (М. – Л., 1955).
Книга представляет собой переиздание второй части монографии «Башкиры», опубликованной в 1925 г. Естественно, учитывая новую этнографическую, историческую, археологическую и лингвистическую литературу о башкирах, опубликованные источники, особенно «Материалы по истории Башкирской АССР», неопубликованные архивные данные, а также музейные коллекции, С.И.Руденко переработал и дополнил материалами и выводами прежние главы монографии. Книга дополнена новыми главами «Природа Башкирии», «Краткий исторический очерк», «Общественные отношения, племенные и родовые подразделения» и «Вопросы этногенеза». В целом монография стала более цельной и богатой по содержанию.
Здесь автором также был сохранен собранный им ранее материал по бортничеству(с. 96 – 103) как отрасли хозяйственной деятельности башкирского народа.
Третий юбилей связан с этим изданием, ему в нынешнем году исполнилось ровно 65 лет!
Эта работа С.И. Руденко была переиздана в 2006 и 2018 гг. с изменениями и дополнениями.
Первая часть главы VI «Бортничество и пчеловодство, скотоводство и птицеводство, земледелие» посвящена бортничеству (с.96 – 100), в ней охарактеризована его роль в экономике башкирского общества XVII – XVIII вв., представлен ареал его распространения, устройство борти, ее обслуживание, а также классифицированы специальные инструменты пчеловода-бортника.
Вторая часть указанной главы (с.100 – 102) посвящена уже колодным ульям. С.И. Руденко считал, что причиной перехода к ульям-колодам стала вырубка лесов (с.100), которая носила массовый характер. Долгое время ульи-колоды, привязанные к деревьям, заменяли борти. Надо отметить, что такой подход, т.е. размещение ульев-колод на деревьях, был переходной формой на пути к пасечному пчеловодству.
Традиционно для устройства пасеки поляна, или же перелесок выбирались с учетом защищенности со стороны господствующих ветров. Ульи-колоды расставлялись на особых подставках. Они, как правило, «<> … делались из вязового, липового, осинового, ветлового, дубового или соснового дерева. Высота ульев была от 1,5 до 2 м, диаметр от 70 см до 1 м. …<>» (с.101).
Далее описывается процесс изготовления и обслуживания этого типа ульев (с.102 – 103).
В целом, монография С. И. Руденко дала полное представление о месте пчеловодства в быте башкир в конце XIX - начале XX в.
Литература: Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – С.96 – 102; Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки: С изменениями и дополнениями / Отв. ред. Ю. М. Абсалямов. — Уфа: Китап, 2006. — С.88 – 94; Бикбулатов Н.В. Руденко и башкирская этнография //Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1973. Т.5./Ред. Н.В.Бикбулатов, Р.Г.Кузеев, Н.А.Мажитов / ИИЯЛ БФ АН СССР. – Уфа, 1973. – С.9 – 16; Бикбулатов Н.В. РУДЕНКО Сергей Иванович // Башкортостан: Краткая энциклопедия / Гл. ред. Р.З.Шакуров. – Уфа: Науч. изд-во «Башкирская энциклопедия». – С.503.; http://vk.com/topic - 114620260_34360505/ Научные труды Сергея Ивановича Руденко о башкирах [Текст]/Гайнинский край (19.11.2020); https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Руденко ,_Сергей Иванович (19.11.2020); http://rus.bashenc.ru/index.php/2-statya/5235-rudenko-sergej-ivanovichи (19.11.2020).
Сергей Иванович Руденко (1885-1969)
БОРТЕВОЕ И КОЛОДНОЕ ПЧЕЛОВОДСТВО У СЕВЕРО – ВОСТОЧНЫХ БАШКИР
В 1973 году в пятом томе сборника статей «Археология и этнография Башкирии» (Уфа, 1973), изданного Институтом истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР, была опубликована работа этнографа-полевика и краеведа Фаттаха Фатхулловича Илимбетова «Пчеловодство у северо-восточных башкир» (с.121–133). Как справедливо отмечал сам Ф.Ф. Илимбетов, «<>… В основу статьи положены материалы, собранные автором в 1968 г. в северо-восточных (Караидельский, Дуванский, Салаватский, Кигинский и Белокатайский) районах БАССР, и взятые из ежегодных отчетов старших зоотехников-пчеловодов указанных районов. …<>» (с.121).
Автором была поставлена конкретная цель – описать специфику пчеловодства в перечисленных ранее им пяти районах. Первое его описание связано с таким занятием башкир этого региона, как поиск дуплениц по следам куниц, которые любят разорять естественные борти. Например, такое часто имело место в д. Ташаул Салаватского района (с.122). В случае обнаружения таковой, на дереве делается метка, представляющая собой первые буквы фамилии и имени обнаружившего их бортевика. В таком случае пчеловод-бортевик сразу же «<>… объявляет о находке, а осенью, после окончания сбора меда, снимает мед и пчелиную семью. …<>» (с.122).
Далее Ф.Ф. Илимбетов в деталях характеризует процессы изготовления борти и ее обслуживания. Но особо ценным здесь следует считать термины пчеловодства на башкирском языке, образующие в башкирском языке тематическую группу «Инструменты»: арҡыры балта, бәжник «тесло с прямым лезвием», бағау «тесло с желобчатым лезвием», ҡабырға балта, бөрөшкән балта, бөрөшкәк «топор с вогнутым лезвием», көрәмә «топор с поперечно вогнутым лезвием», йоморо йышҡы «кольцеобразный скобель» и т.д. (с.122 – 123). Именно благодаря стараниям автора эта терминология была сохранена в родном языке и заняла свое заслуженное место в ряде словарей башкирского языка.
Второе описание этнографом специфики пчеловодства относится к определению времени осмотра бортей и снятия меда, которое в северо-восточной Башкирии начинается в середине августа. В Караидельском и Белокатайском районах Башкирии к 1968 году еще сохранялось бортевое пчеловодство: например, в д. Хайбатово у некоторых пчеловодов имелось по 10-15 бортей (с.124).
Третье описание автора посвящено принципам устройства колодных пасек, правил их обслуживания.
Итак, при изготовлении ульев-колод (башк. түмәр умарта, бағана умарта) пользовались теми же приемами и орудиями, что и бортей. Однако, как заметил автор, «<>… В отличие от бортей колодные улья имеют в верхней части ушко (ҡолаҡ) для подвешивания на дерево или для привязывания к колу. Сверху улей покрывали берестой, придавленной каким-либо грузом. Иногда вместо этого делали из досок двускатную крышу. Чтобы улей не портился от сырости, он ставился на колышки, камни или бруски. ...<>» (с.124).
Здесь этнограф-полевик Ф.Ф.Илимбетов ведет речь о двух видах колодных ульев: а) о тех, которые подвешивались на деревья; б) о тех, которые принято называть пасечными (с.124).
По мнению автора, переход к колодному пчеловодству: а) способствовал облегчению труда пчеловода, поскольку «<>… ульи изготовляли на земле и поэтому требовалось на это меньше времени и усилий, чем при изготовлении искусственных бортей. …<>» (с.124); б) позволял «<>… пчеловодам сконцентрировать на сравнительно небольшом участке, богатом медоносной флорой, большое количество ульев-колод. Этим, по существу, была заложена основа пасечного пчеловодства, сначала лесного, а затем и приусадебного. …<>» (с.124).
Таким образом, статья Ф.Ф.Илимбетова «Пчеловодство у северо-восточных башкир» благодаря своему глубокому содержанию стала знаковой не только в истории региональной этнографии башкир, но и в истории пчеловодства Башкортостана.
Литература: Илимбетов Ф.Ф. Пчеловодство у северо-восточных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т.V. /Ред. Н.В.Бикбулатов, Р.Г.Кузеев, Н.А.Мажитов / ИИЯЛ БФ АН СССР. – Уфа, 1973. – С.121 – 132.
ОБЪЕКТИВНО О БОРТНИЧЕСТВЕ БАШКИР
В 2002 г. в Научном издательстве «Башкирская энциклопедия» Академии наук Республики Башкортостан увидела свет коллективная монография «Башкиры: Этническая история и традиционная культура» (авторы – сотрудники отдела этнологии ИИЯЛ УНЦ РАН Н.В. Бикбулатов (1931–1996), Р.М. Юсупов (1951–2011), С.Н. Шитова, Ф.Ф. Фатыхова (1957–2010), посвященная вопросам этнокультурного развития башкирского народа. В ней детально охарактеризованы основные этапы этнической истории и формирования антропологического состава башкир, описаны традиционные формы хозяйства, материальной и духовной культуры, социальной организации башкирского общества.
Пчеловодческая проблематика в рамках хозяйственной деятельности башкир рассматривается в главе 4 «Традиционные хозяйственные занятия» (с.45). Специфика пчеловодства как основной части традиционной хозяйственной деятельности башкир представлена известным российским башкирским ученым-этнографом, кандидатом исторических наук, заслуженным работником культуры Республики Башкортостан Светланой Николаевной Шитовой в разделе «Пчеловодство, охота, рыболовство» (с.60 –88).
Позиция С.Н. Шитовой в этом вопросе отличается новаторством, что подтверждают следующие ее строки: «<>…Южный Урал является древним центром евразийского пчеловодства. В XVIII—XIX вв. здесь можно было обнаружить все ступени развития этой отрасли хозяйства: сбор мёда диких пчёл из дупел и из поднятых на дерево бортей; содержание пчёл в колодах во дворах; организация пасечного пчеловодства. …<>» (с.60). Новаторский подход С.Н. Шитовой заключается в ее восприятии Южного Урала как древнего евразийского центра пчеловодства. Отсюда следует, что пчеловодство является одной из форм хозяйственной деятельности не только башкирского народа, но и всех народов Евразии. Значит, исследуя историю пчеловодства башкир возможно проводить параллели с подобным видом деятельности других народов Евразии. Автором также предложена историко-хронологическая схема изучения пчеловодства башкир. Это тоже очень важный момент.
Далее С.Н. Шитова отмечает: «<>…Очевидно, в XVII—XVIII вв., в наиболееранний период, отраженныйвархивныхисточниках, пчеловодство находилось на стадии классического бортничества. …<>» (с.61). Из этого следует, что пчеловоды-бортевики в башкирском обществе того времени обладали особым статусом, т.е. бортевые угодья в вотчине были показателем положения их хозяев: «<>...Борти (солоҡ), выдолбленные чаще всего в стволах сосен, а также лип и других деревьев, исчислялись десятками и сотнями. Деревья с бортями (“дельные деревья” или “дупляные деревья”), как правило, помеченные знаками собственности — тамгами (тамға), передавались по наследству, дарились, отдавались в заклад или в залог, продавались, переходили на срок в оброчноевладение. При смене владельца ставиласьновая тамга.При припуске в вотчину в договорныхзаписяхподробнооговаривалисьусловияпользования“бортнымиухожьями.” Они были многоварианты...<>» (с.61). Например, наличие бортей у башкир-вотчинников способствовало урегулированию земельных отношений с припущенниками (с.62). Таким образом, в системе хозяйственной деятельности башкир того времни, а именно – в период ее классического бортничества был сформирован особый тип земельных отношений, основу которого составили отношения вотчинник//припущенник.
Традиционно мёд являлся не только подспорьем в питании, но и мог приносить доход в хорошо налаженных хозяйствах (с.62). В связи с этой мыслью, автор апеллирует к русскому историку Н. Попову, который еще в 1813 году писал, что «<>... уже на рубеже XVIII – XIX вв. признавал пчеловодство для многих хозяйств прибыльным. ...<>» (с.63–64). Этот факт характеризует экономику башкир, которые в то время проживали в верховьях р. Уфа.
Однако со временем менялся характер этой отрасли хозяйства. Как отмечает С.Н. Шитова, в северных и приуральских районах в конце XIXв. имел место интенсивный переход от лесных бортей к пасечному содержанию пчёл вколодных ульях (с.64). Причины этого нам известны: свои участки с бортями вотчинники под давлением уступали заводскому строительству, поскольку наступала эпоха капитализма, которая вела к сокращению площади лесов. Этот фактор в определенной степени привел к некоторому упадку пчеловодства по причине уменьшения численности пчелиных семей в башкирских владениях (с.64). Сложившаяся ситуация требовала перемен. Тогда «<>... Под влиянием переселенцев из западных губерний России стали прививаться навыки содержания пчёл в рамочных ульях(дадан умарта). Корпуса таких ульев изготавливали во многих русских и белорусскихсёлах. …<>» (с.64). Основная причина игнорирования башкирами в тот период рамочных ульев кроется в их недостаточной надежности в условиях уральской зимы (с.65), из-за чего предпочтение отдавалось более надежным в этом плане колодным ульям. Заметим, что в истории региональной этнографии подобная мысль впервые была озвучена именно С.Н. Шитовой в этой монографии, т.е. автору удалось выделить еще одну положительную сторону в использовании колодных ульев. Но с другой стороны, по этой причине замедлялся переход на рамочные улья.
Далее в монографии отмечено, что «<>...В лесах северо-востока (Бирский уезд Уфимской губернии) долго сохранялось традиционное бортевое пчеловодство.Подвешенные колоды и даже вырубленные в стволах сосен дупляные борти встречались ещё и в конце 70-х гг. XX в. У некоторых пчеловодов насчитывалось по 10–15 бортевых пчелиных семей. …<>» (с.66). Дело в том, что в свое время в состав Бирского уезда Уфимской губернии входили все лесные районы нынешнего Башкортостана (Аскинский, Балтачевский, Татышлинский, Караидельский), богатые медоносной растительностью и хвойными лесами. Значит, в этом регионе имелись все условия для сохранения традиционного бортевого пчеловодства.
Таким образом, С.Н. Шитовой удалось дать объективную характеристику такой форме традиционного хозяйственного занятия башкир, каким является пчеловодство во всех его видах.
Литература: Бикбулатов Н.В., Юсупов P.M., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф.Башкиры: Этническая история и традиционная культура / Под общ. ред. Р.М.Юсупова.– Уфа: Научн. изд-во «Башкирская энциклопедия», 2002. – 248 с., ил., 16 с.; http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Шитова, _Светлана_Николаевна (26.11.2020).
УЧЕНЫЙ-ЭТНОГРАФ, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ШИТОВА
МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ-ЭТНОГРАФ О БОРТНИЧЕСТВЕ
И
ПЧЕЛОВОДСТВЕ БАШКИР
В 2012 году республиканское издательство «Китап» выпустило монографию молодого башкирского ученого-этнографа, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника отдела этнологии Ордена «Знак Почёта» Института истории, языка и литературы тогда Уфимского научного центра РАН Эльзы Венеровны Миграновой «Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографические исследования» (1), где бортничество и пчеловодство рассмотрены ею наряду с такими формами традиционных хозяйственных занятий башкир в XVIII – начале XX века, как скотоводство, земледелие, овощеводство и садоводство, охота, рыболовство, собирательство и торговля (1, с.23 – 46: с.50 – 69). В данной работе новаторским подходом можно считать тот факт, что Э.В. Мигранова отделяет охоту, скотоводство, птицеводство и земледелие от бортничества и пчеловодства, тогда как С.И.Руденко рассматривал их в составе одной главы (3, с.96 – 102).
Раздел «Бортничество и пчеловодство» в первой его части представлен в виде краткой информации, представляющей собой историю этой формы как традиционного хозяйственного занятия (с.46 – 50). Особо ценными можно назвать следующие строки: «<>… бортничество было распространено у бурзян, кыпчаков, тамъянцев, табынцев, юрматинцев, катайцев. …<>» (1, с.47).
Далее автор детализирует ситуацию, которая сложилась в пчеловодстве к середине XIX века (1,с.48). «<>… В этот период участились случаи, когда башкиры начали устанавливать борти, колодные ульи (солоҡ умарта) или занимались пасечным пчеловодством. Из исследуемых групп башкир от бортевого пчеловодства отошли в первую очередь западные и юго-западные башкиры, поскольку здесь раньше, чем в других местах, началась распашка земель, сопровождавшаяся вырубкой лесов, в том числе медоносной липы. К сокращению бортничества приводила и потеря башкирами вотчинных земель. Иногда башкиры сооружали пасеки вблизи лесов, изобилующих липой, черемухой и другими цветущими деревьями, кустарниками, травами. Ульи часто были огорожены изгородями, на которые от сглаза (күҙ тейеү) насаживались конские черепа (ат башы) или рога животных; подобные обереги клались также на отдельные ульи или развешивались на деревьях. Предпринимались определенные меры защиты бортей и ульев от медведей. На зиму колоды или ульи с пчелами укрывали ветками или лубом, убирали в омшанные подполья или специально построенные полуземлянки; толстые же и крепкие колоды нередко оставляли на пасеке. …<>» (1, с.48). В представленном фрагменте полностью описан не только сам процесс перехода от бортничества к пасечному пчеловодству путем обращения к колодным ульям, но и специфика их размещения и обслуживания.
В конце раздела автором делается вывод о том, что «<>… В качестве товара для продажи или обмена мед использовали в тех районах, где пчеловодство развивалось как промысел; в остальных хозяйствах продукты применялись в основном для домашнего потребления. …<>» (1, с.50). Добавим только, что подобная мысль в этнографических исследованиях по истории башкир впервые была озвучена Э.В.Миграновой.
В этом и есть первая заслуга Э.В.Миграновой как ответственного этнографа-полевика. Вторая ее заслуга в этом качестве отражена в разделе «Чай и мед в питании башкир» главы «Традиционная башкирская кухня» (1, с.128 – 139).
В 2016 году увидело свет второе исправленное и дополненное издание монографии Э.В. Миграновой «Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографические исследования» (2).
Литература:1.Мигранова Э. В. Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографические исследования / Отв. ред. С. Н. Шитова. – Уфа: Китап, 2012. – 296 с.: ил.; 2. Мигранова Э. В. Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографические исследования / Отв. ред. С. Н. Шитова. – 2-е изд.; испр. и доп. – Уфа: Китап, 2016. – 296 с.: ил.; Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – С.96 – 102.
МЕД В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ БАШКИР
Башкирский ученый-этнограф, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Ордена «Знак Почета» Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН Э. В. Мигранова в свою монографию «Башкиры. Традиционная система питания» (Уфа, 2012) включила подраздел «Чай и мед в питании башкир» (с.128-130).
Эльза Винеровна пишет, что «<>…Мед был привычным в питании населения лесной зоны. Из-за его доступности он даже считался менее престижным лакомством, чем сахар. Его употребляли в пищу с чаем, иногда подавали в сотах (кәрәҙле бал). ...<>» (с.128). Здесь же ею представлены два основных критерия выявления качественного меда, что тоже имеет важное значение для соблюдения традиций чаепития у башкир:1) он должен долго и непрерывно стекать с ложки в виде густой ровной струи, и затем резко подскакивать кверху, а при пробе – производить в горле некоторое першение; 2) качественный мед сохраняется в жидком состоянии несколько месяцев после откачки и начинает постепенно загустевать, сохраняя при этом свою однородность (с.128-129). Далее автор дает характеристику ценным качествам липового меда бортевых пчел, поскольку он содержит много полезных для человека ферментов и микроэлементов (с.129).
Э. В. Мигранова впервые в истории башкирской этнографической науки пишет об использовании меда в качестве консерванта. Например, сливочное масло, смешанное с медом, долго не портилось; в меду даже сохраняли кислые ягоды; медовым сиропом заливали праздничное свадебное кушанье – сәксәк.
Автор уделяет большое внимание рецептам приготовления хмельной медовухи (бал, әсе бал, бал балы), которая не последнее место в культуре питания башкир (с.129-130). Сама суть употребления медовухи прописана в башкирской народной пословице: «Бал – хәләл, араҡы – хәрәм» (Медовуха – благо, водка – отрава».
Только во второй половине XX в., «<>…когда сахар стал более дешевым продуктом, хмельной напиток все чаще стали делать на основе сахара; однако предпочтительным все же оставалось использование меда. …<>» (с.130).
В 2009 г. в издательстве «Китап» увидел свет тематический словарь башкирского диалектолога-полевика Саны Гафуровны Сабирьяновой «Наименования пищевых продуктов в башкирских говорах», где ею приведен ряд названий хмельной медовухи и связанных с ней терминов, бытующих сегодня в говорах и диалектах башкирского языка. Например, бал 1.мед; 2. медовка, хмельной напиток из меда. Асы бал то же, что и медовка. Бора балы (Арх. р-н) (с.82), сәйбал (дем. басс.) свежий мед(с.92), сәкә (дем., сев.-зап. гов.) Сәкә балы сары была (сев.-зап. гов.) мед перги бывает желтым (с.92); ҫары (дем.гов.) мед-перга (с.92); ҫауҙырыу (дем. басс.) откачивать (о меде). Балҡыуғыстан ҫауҙырып алабыҙ балды мед откачиваем через медогонку (с.92); ҫикә, ҫәкә (дем.) перга. Ҫәкәле бал бирҙе дал мед с пергой (с.92); табаҡлы бал (кызыл., средн.гов.) сотовый мед (с.93); тал балы (аргаяш. говор) хлебина (с.93); талгөсөк балы (средн.) мед, собранный из ивовых цветков (с.93).
Все перечисленные факты и доводы свидетельствует о востребованности меда в традиционной системе питания башкир.
Литература: 1. Мигранова Э. В. Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографические исследования / Отв. ред. С. Н. Шитова. – Уфа: Китап, 2012. – 296 с.: ил.; 2. Мигранова Э. В. Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографические исследования / Отв. ред. С. Н. Шитова. – 2-е изд.; испр. и доп. – Уфа: Китап, 2016. – 296 с.; 3. Сабирьянова С. Г.Наименования пищевых продуктов в башкирских говорах. – Уфа: Китап, 2009. – 110с.
БОРТНИЧЕСТВО И ПЧЕЛОВОДСТВО
У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ КРЫМА
(КАРАИМЫ, КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ)
В 1992 году Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН учредил серию «Народы и культуры». Руководителем проекта стал будущий академик РАН и директор этого учреждения В.А.Тишков.
В 2003 году издательство «Наука» выпустило коллективную монографию «Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки» (2). Данная работа является седьмым выпуском из этой серии.
Первая часть коллективного труда посвящена караимам (4, с.12 – 135). Караимы – это представители самостоятельного этноса, говорящего на караимском языке (2, с.181). Караимский язык принадлежит к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. В языке очень много гебраизмов, т.е. заимствований из древнееврейского языка. Исторически караимы проживали в Крыму. Проповедуют караимизм, родственную иудаизму религию (2, с.181).
Караимы, наряду с кузнечным, керамическим и кожевенным производствами, животноводством, земледелием, виноградарством, садоводством, табачным производством (4, с.86-94), занимались еще и пчеловодством (4, с.87). Об этом в разделе «Занятия караимов» главы «Хозяйство и материальная культура» написано следующее: «<>… На Чуфурт-Кале колоды с пчелиными семьями помещали в небольших нишах, вырубленных в скале. Пчелиный мед широко использовался в караимской кухне для приготовления халвы и варений, часто заменяя сахар. Караимы варили и варенье зомбак – цветки лилии, сваренные в меде. …<>» (4, с.87). Отсюда можно заключить, что караимы преследовали цель получить чистый, горный мед без каких-либо примесей для ограниченного использования, т.е. только для приготовления восточных сладостей. Об этом более подробная информация представлена в разделе «Пища» той же главы: караимы использовали мед при приготовлении двух видов халвы – хазарской халвы (хазар хавласы) и черной халвы (кара-халва). Хазарская халва традиционно готовится из муки с обязательным добавлением меда и гвоздики, и подается к столу в подогретом виде, «<>…отчего становится мягкой и хранится не более недели. …<>» (4, с.104). Черная халва готовится «<>…также из муки на сахарном сиропе с добавлением меда, черного перца и корицы. …<>» (4, с.104). Оба вида халвы считаются традиционными блюдами караимов.
Во второй части монографии представлена история формирования, быт, материальная и духовная культура крымских татар (4, с.136 – 357). Как известно, крымские татары также являются тюркским народом, сформировавшимся в Крыму и Северном Причерноморье; они, как и караимы с крымчаками, относятся к коренному населению Крымского полуострова (3, с.327). Говорят на крымскотатарском языке, который входит в кыпчакскую подгруппу тюркской группы алтайской семьи языков.
Крымские татары в большинстве своем являются мусульманами-суннитами.
В разделе «Хозяйственное освоение территории Крыма» (4, с.190 – 200) главы 3 «Хозяйственная деятельность» (4,с.189 – 220) имеется подраздел «Бортничество и пчеловодство» (4,с.198), где написано, что крымский мед издавна славился своими высокими качествами (4,с.198). Более того, в Крымском ханстве еще с XVI в. существовал специальный «оброк с медовых ульев» (1, с.32). Авторы пишут, что «<>…Пчеловоды и бортничество представляли здесь развитый и доходный промысел. … По сведениям В.Х.Кондараки, крымский мед, который в XVIII в. поставляли в Константинополь, ценился дороже всех других сортов, а в середине XIX в., по его же сведениям, бортничество как вид промысла стало выходить из числа традиционных занятий татар и встречалось (уже не часто) в некоторых юго-восточных хозяйствах полуострова, хотя по чистоте и великолепию вкуса и аромата мед мог бы «прославить» эту страну и обогатить ее население, если бы оно осознало это и ввело его в круг сельскохозяйственных занятий. …<>» (4, с.198). Далее же в разделе «Пища» сказано, что со второй половины VIII в. мед использовался для потчевания почетных гостей на так называемом «татарском ужине», где по середине стола ставилось большое блюдо с яичницей, а вокруг традиционно – тарелочки с жидким медом, с медом, сваренным с виноградным соком, третья с печеньем из муки, масла и меда (4, с.259). Полагаем, что мед и изделия из меда уже в то время были своего рода статусным угощением.
К сожалению, авторы не описали специфику борти и улей. Считаем это одним из недостатков этого труда. Но представленный историками-этнографами материал позволяет причислить крымских татар в круг пчеловодов.
Примечания:
- Чуфурт-кале – средневековый город-крепость в Крыму, родовая крепость известной крымской правительницы Джанике, расположена на горном плато в 2,5 км к востоку от Бахчисарая.
- Василий Христофорович Кондараки (1834, Симферополь — 1886, Одесса) – крымский краевед, писатель, этнограф, член Императорского Русского географического общества, Московского общества древнерусского искусства, Одесского общества истории и древностей (член-корреспондент с 1868 года, действительный член с 1876 года).
Литература: 1.Бахрушин С.В. Основные моменты истории Крымского ханства // История в школе. – 1936. – №3. – С.29 – 59; 2. КАРАИМЫ // Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. – М.: Больш. росс. энцикл., 1994. – С.181 – 182.; 3. КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ // Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. – М.: Больш. росс. энцикл., 1994. – С.327 – 328.; 4. Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / Отв. ред. С.Я.Козлов, Л.В.Чижова. – М.: Наука, 2003. – 459 с.